Молиться разрешается

Приближается Пятидесятница − день, когда в апостольские времена Сошествие Духа-Утешителя завершило домостроительство спасения человечества на земле. В канун праздника − Троицкую родительскую субботу − на богослужении мы молим Творца о милости ко всем усопшим христианам, заступаясь в молитвенном прошении за них перед Господом. Верно ли предположение о том, что Церковь вспоминает именно в этот день тех, кто самовольно лишил себя жизни? Об этом наш разговор с протоиереем Николаем Синьковским, клириком Воскресенско-Германовского собора города Ульяновска.

− Отец Николай, многие считают, что единственный день, когда в храме можно помянуть покончившего жизнь самоубийством, − это Троицкая родительская суббота. Что вы думаете по этому поводу?

− Утверждение о том, что в этот день можно поминать самоубийц, конечно, суеверие, неизвестно откуда взявшееся и непонятно почему привязанное к Троицкой родительской субботе. Поминать – это молиться о человеке, который умер. Просить у Бога, чтобы Он облегчил его посмертную участь, простил грехи. Про себя можно молиться о ком угодно. Если же речь идет о Литургическом поминовении, совершаемом во время богослужения, то мы сталкиваемся с ограничением: на Литургии самоубийцы не поминаются.

 − Почему? Церковь не приемлет этих людей?

– Нет. Здесь на первое место встает фундаментальное понятие, которое должно быть у каждого из нас. Это понятие свободы. Бог создал человека, чтобы люди участвовали с Ним в радости жизни. Смысл нашего бытия на земле один – преобразиться для последующего пребывания в Царстве Божием. Человек, который совершил самоубийство, от этой радости, этого смысла отказался сам. Он не согласился жить, меняться. Такова была его воля. Если Церковь отказывает этому человеку в заступничестве, то только потому, что она уважает его свободный выбор, оставляя все на волю Божию, благую абсолютно для всех.

−Так решила Церковь, а что говорил Господь?

− В Откровении Божием об этом не сказано ничего. Зачем и по какой причине − это предание святых отцов, существующее в наших канонах. И оно имеет педагогическое значение: «не делай подобного, а то будет плохо, это большой грех». И это сущая правда.

− Но ведь некоторых из самоубиенных все же поминают в Церкви?

 − Поминают, если есть точное свидетельство, что человек был душевнобольным. Об этом чаще всего свидетельствуют данные медицинских документов. Тогда он исключается из числа здравомыслящих − по сути, уравнивается с младенцем.

− А если человек покончил с жизнью в состоянии опьянения?

− Кто же его заставлял пить или употреблять какое-либо запрещенное вещество? Состояние опьянения является отягчающим обстоятельством даже по уголовному законодательству! В любом случае, если возникают какие-то недоумения, нужно обращаться к правящему архиерею.

 − Как можно облегчить посмертную участь погибшего?

− Молитвой и милостыней – это основные формы заступничества. Мой дед застрелился в 1933 году − был военным, служил в разведке. Как мне поступать? Забыть его, отменить, вычеркнуть из рода? Так же не сделаешь. Меня в честь него назвали. Я могу по-родственному молиться о нем дома, не подавая записок на проскомидию. Как, какими словами? Это каждый выбирает сам.

− Что можно сказать о домашней молитве преподобного Льва Оптинского?

 − Однажды к старцу обратился ученик с вопросом о том, как молиться за отца-самоубийцу? И преподобный ответил, что нужно вручить себя и участь родителя воле Господней. Молиться Создателю, исполняя долг сыновней любви такими словами: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».

− В 2011 году Священный Синод одобрил «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

 − Это краткое молитвословие, наподобие канона. Я совершал его както в одной из окрестных деревень. Там кто-то покончил жизнь самоубийством, и родственники попросили меня прочесть эту молитву. Церковь никого не должна оставлять без утешения, в какой бы ситуации человек не оказался. Мы должны радоваться с теми, у кого есть повод радоваться, и скорбеть с теми, у кого есть на это причина. Такова наша задача по отношению ко всем людям.

− Этот чин совершает батюшка?

− Да, его совершает священник. Вспомнился случай. В 90-е годы я жил в Москве и служил пономарем. В те времена издавалось много разной литературы. И вот мне в руки попалась брошюра с каноном «О самовольне живот свой скончавших», принадлежавшая перу Вениамина Федченкова − эмигранта, епископа, дожившего свой век в Псково-Печерском монастыре. Я, естественно, духом смутился, побежал к архимандриту, ныне покойному, и спрашиваю: «Батюшка, что это? Как с этим быть?» Он посмотрел, удивился, стал звонить владыке. Чем дело кончилось, я не знаю. Конечно, никому в голову не придет ввести такое в богослужебную практику. Но смутить подобного рода литература может запросто.

− Что посоветовать человеку, который не знает обстоятельств, спровоцировавших суицид своих близких?

− Кто же теперь это узнает? Одно известно точно, они – самоубийцы. Этого вполне достаточно. Если бы люди были душевнобольными, мы наверняка бы знали об этом. А значит, все просто: молись, как подсказывает твое сердце. В храме − нет, а дома, перед Богом, пожалуйста.

 − Говорят, что благочестивая жизнь близких покончившего с собой человека способна облегчить его судьбу на том свете. Так ли это? Что такое благочестие?

 − Разумеется. Быть благочестивым − жить нравственной жизнью. Почитать Бога и исполнять Его заповеди. Признать приоритет воли Господа над своей собственной. Положиться целиком и полностью на Него. Смиряться, терпеть. Проявлять любовь и милость к страждущим, заботиться о близких. Быть кротким и незлобивым, стойким к соблазнам разнузданного мира. Бороться со своими пагубными страстями. Трудиться, заниматься полезным деланием. Чаще посещать храм, молиться на Литургии, причащаться Святых Христовых Тайн. Благочестивым человек может стать только с помощью Небесного Отца, искренне желая и прося Его об этом в молитве.

Беседовала Ирина КАТКОВА

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.