Осуждение: бревно в своем глазу

Бог заповедовал христианам воздерживаться от осуждения людей. Но ложное чувство справедливости и лакированные под благочестие изъяны души из раза в раз толкают одного человека на осуждение другого. «Ну я же рассуждаю…» – попытается оправдаться христианин. Но стоит ли даже «рассуждать» о характере и поступках других людей?

Осуждение или рассуждение?

Что такое осуждение в бытовом смысле? Данным термином мы, как правило, называем вменение вины, обвинение в каком-либо поступке другого человека. Осуждение должно прозвучать явно, с вынесением личного вердикта, нотками гнева и агрессии в голосе.

Так понимают слово «осуждение» в мире людей. Христианская трактовка гораздо шире.

Глубина нашей веры кратна глубине человеческой души, его внутреннему «космосу». И каждое внешнее явление человеческой жизни исходит из сердца. Не всякий поступок можно однозначно интерпретировать, не зная, какая причина лежит в его основании.

Причина всегда нематериальна, даже если внешним поводом становится вполне осязаемая и твердая материя. Причина – это ценностный ориентир, руководствуясь которым, человек принимает решение на совершение поступка. Парадокс, но доброе или злое действие, с точки зрения человеческой морали, в христианстве оценивается, прежде всего, исходя из внутренней мотивации конкретной личности.

И осуждение с позиции православной веры есть вынесение вердикта и негативная оценка одним человеком другого, его поступков, образа жизни, внешности и всего остального.

Христиане знают, что осуждать, вроде бы, и нельзя. Но соблазн и внутреннее «кипение» порой бывают куда сильнее запретов. И верующие могут попытаться оправдать свою обструкцию (которая по законам жанра ВСЕГДА происходит за спиной обсуждаемого)… рассуждением, переживанием о тяжком духовном состоянии «брата» или «сестры», желанием обличить совершенный грех. Ну и поупражняться в демонстрации собственного красноречия и благочестия на фоне «падшего» человека.

Ничего нового под солнцем не происходит, но имеем ли мы, православные христиане, право и вот на такое «рассуждение»?

Не судите, да не судимы будете

«Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего»

В этих евангельских словах для вразумления, прежде всего, «обличителей», прекрасно все.

  • Во-первых, Христос говорит о согрешившем против тебя лично человеке. Это не разбор сторонней ситуации, например, услышанного по радио коррупционного скандала, а рассмотрение столкновения двух конкретных людей.
  • Во-вторых, Господь призывает человека быть твердым, прямым и мужественным, что уже для любителей «обличения» представляется почти невозможным. Сказать в лоб, что думаешь – это ведь гораздо сложнее, чем рубить с плеча в гостиной за чаем с совершенно незаинтересованными людьми. А поговорить о проблеме с глазу на глаз куда сложнее. И пыл утихнет, и слова будут подобраны иные. И даже придет некое внутреннее желание примириться, а не развозить грязь конфликта и увеличивать его.
  • В-третьих, обличить – ведь целое искусство. «Ты – мерзавец» – не обличение, а оскорбление и напрасное обвинение. Нет плохих людей, есть больные души, говорил  святой Митрофан Сребрянский. Внутренние мотивы поступков людей, тем более тех, с которыми мы знакомы поверхностно (а таких, поверьте, большинство, ибо никто кроме Бога, не знает лучше сердца каждого человека), нам неизвестны.
 

Но и обличение возможно лишь при определенном соответствии нашей духовной жизни этому. Если имеет место конфликт, то надо задать себе вопрос: почему он произошел? Если мы стали жертвой мести – значит, дали к этому повод? И даже если формально мы повода не давали, и вот сейчас, собираемся высказать все своему брату, как мы планируем это сделать?

Потрясающий способ хоть немного понять человека, примерить на себя его «шкуру» – встать на его место. Представить, что я – это он. Многое встанет на свои места. И удастся подобрать верный тон для разговора.

Главное – с любовью. Грех брата (если уж мы решились на оценку его поступка) – ошибка, а не злой умысел.

Но главный вопрос, который стоит себе задать, состоит в нашей трезвой оценке самих себя: достойны мы вообще кого-то обличать? Если я задаю его себе, то уверенно говорю: нет. Люди святой жизни максимально аккуратно и сдержанно давали советы согрешившим людям. На что можем рассчитывать мы?

Бревно в своем глазу

«Кто строго расследует чужие поступки, не получит снисхождения к своим собственным», – писал Иоанн Златоуст

Но почему-то мы с вожделением, сопровождающимся активными химическими процессами в организме, клянем чиновников, олигархов, священноначалие, знакомых, друзей, родственников, коллег, батюшку и прихожан нашего храма, да и вообще всех, кто попался под горячую руку нашей страсти в качестве дров для всепожирающего огня души. Надо опомниться.

Сплетни – именно так стоит именовать разговор о человеке за спиной – также одна из форм осуждения. Либо хорошо, либо ничего – к живым это относиться как нельзя лучше. Осуждая человека, мы наносим вред себе, уничтожая добрый настрой внутри, ввергая душу в беспокойство, подпитывая рост гнева и недовольства, которые могут быть выплеснуты на кого угодно. А главное – взращивая грех, мы лишь продолжаем выступать могильщиками своей души. Хороня себя под завалами греха, мы разрушаем собственную жизнь.

Добродетель трезвения, о которой мы уже говорили, может помочь избавиться от осуждения. Нам просто стоит внимательно заглянуть в глубины собственной души.

Внимай себе

Мы можем быть судьями лишь своим поступкам. Что доброго мы сделали сегодня? Какой мы хотим видеть свою жизнь, и какая она на самом деле? Что сделано на пути разбора наших вороха проблем? Стал ли я лучше сегодня? И зачем я вообще живу: чтобы есть и спать, или ради чего-то покруче?

Принципиальные вопросы самому себе помогают отрезветь от привычки все подмечать за другими людьми. Мы властны только над своей душой.

Попытки осуждать ближнего обычно напоминают картину со всезнающим советчиком, у которого разваливается дом, но он с видом знатока и эксперта вальяжно рассуждает под носом у активно трудящихся над возведением собственного новенького дома соседей о правильности или ошибочности их затеи.

Наш дом – душа – требует ежесекундной заботы и внимания. Расслабились, перевели силы на что-то постороннее, и у нас уже пробоина, кран потек, обои отошли, штукатурка треснула. Внутри нас. Поэтому и осуждение ближних, прежде всего, есть безответственное отношение к собственной жизни.

Заниматься собой, делать на отлично свое дело и любить, как можно крепче, – вот чего нам всем не хватает. В любви исцеляется всякая немощь, враги становятся друзьями, отчаявшиеся воодушевляются, больные выздоравливают, слабые становятся сильными. Нам не стоит осуждать. Нам стоит любить. Так, как нас научит Бог.

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.