Осуждение: бревно в своем глазу
Бог заповедовал христианам воздерживаться от осуждения людей. Но ложное чувство справедливости и лакированные под благочестие изъяны души из раза в раз толкают одного человека на осуждение другого. «Ну я же рассуждаю…» – попытается оправдаться христианин. Но стоит ли даже «рассуждать» о характере и поступках других людей?
Осуждение или рассуждение?
Что такое осуждение в бытовом смысле? Данным термином мы, как правило, называем вменение вины, обвинение в каком-либо поступке другого человека. Осуждение должно прозвучать явно, с вынесением личного вердикта, нотками гнева и агрессии в голосе.
Так понимают слово «осуждение» в мире людей. Христианская трактовка гораздо шире.
Глубина нашей веры кратна глубине человеческой души, его внутреннему «космосу». И каждое внешнее явление человеческой жизни исходит из сердца. Не всякий поступок можно однозначно интерпретировать, не зная, какая причина лежит в его основании.
Причина всегда нематериальна, даже если внешним поводом становится вполне осязаемая и твердая материя. Причина – это ценностный ориентир, руководствуясь которым, человек принимает решение на совершение поступка. Парадокс, но доброе или злое действие, с точки зрения человеческой морали, в христианстве оценивается, прежде всего, исходя из внутренней мотивации конкретной личности.
И осуждение с позиции православной веры есть вынесение вердикта и негативная оценка одним человеком другого, его поступков, образа жизни, внешности и всего остального.
Христиане знают, что осуждать, вроде бы, и нельзя. Но соблазн и внутреннее «кипение» порой бывают куда сильнее запретов. И верующие могут попытаться оправдать свою обструкцию (которая по законам жанра ВСЕГДА происходит за спиной обсуждаемого)… рассуждением, переживанием о тяжком духовном состоянии «брата» или «сестры», желанием обличить совершенный грех. Ну и поупражняться в демонстрации собственного красноречия и благочестия на фоне «падшего» человека.
Ничего нового под солнцем не происходит, но имеем ли мы, православные христиане, право и вот на такое «рассуждение»?
Не судите, да не судимы будете
«Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего»
В этих евангельских словах для вразумления, прежде всего, «обличителей», прекрасно все.
- Во-первых, Христос говорит о согрешившем против тебя лично человеке. Это не разбор сторонней ситуации, например, услышанного по радио коррупционного скандала, а рассмотрение столкновения двух конкретных людей.
- Во-вторых, Господь призывает человека быть твердым, прямым и мужественным, что уже для любителей «обличения» представляется почти невозможным. Сказать в лоб, что думаешь – это ведь гораздо сложнее, чем рубить с плеча в гостиной за чаем с совершенно незаинтересованными людьми. А поговорить о проблеме с глазу на глаз куда сложнее. И пыл утихнет, и слова будут подобраны иные. И даже придет некое внутреннее желание примириться, а не развозить грязь конфликта и увеличивать его.
- В-третьих, обличить – ведь целое искусство. «Ты – мерзавец» – не обличение, а оскорбление и напрасное обвинение. Нет плохих людей, есть больные души, говорил святой Митрофан Сребрянский. Внутренние мотивы поступков людей, тем более тех, с которыми мы знакомы поверхностно (а таких, поверьте, большинство, ибо никто кроме Бога, не знает лучше сердца каждого человека), нам неизвестны.
Но и обличение возможно лишь при определенном соответствии нашей духовной жизни этому. Если имеет место конфликт, то надо задать себе вопрос: почему он произошел? Если мы стали жертвой мести – значит, дали к этому повод? И даже если формально мы повода не давали, и вот сейчас, собираемся высказать все своему брату, как мы планируем это сделать?
Потрясающий способ хоть немного понять человека, примерить на себя его «шкуру» – встать на его место. Представить, что я – это он. Многое встанет на свои места. И удастся подобрать верный тон для разговора.
Главное – с любовью. Грех брата (если уж мы решились на оценку его поступка) – ошибка, а не злой умысел.
Но главный вопрос, который стоит себе задать, состоит в нашей трезвой оценке самих себя: достойны мы вообще кого-то обличать? Если я задаю его себе, то уверенно говорю: нет. Люди святой жизни максимально аккуратно и сдержанно давали советы согрешившим людям. На что можем рассчитывать мы?
Бревно в своем глазу
«Кто строго расследует чужие поступки, не получит снисхождения к своим собственным», – писал Иоанн Златоуст
Но почему-то мы с вожделением, сопровождающимся активными химическими процессами в организме, клянем чиновников, олигархов, священноначалие, знакомых, друзей, родственников, коллег, батюшку и прихожан нашего храма, да и вообще всех, кто попался под горячую руку нашей страсти в качестве дров для всепожирающего огня души. Надо опомниться.
Сплетни – именно так стоит именовать разговор о человеке за спиной – также одна из форм осуждения. Либо хорошо, либо ничего – к живым это относиться как нельзя лучше. Осуждая человека, мы наносим вред себе, уничтожая добрый настрой внутри, ввергая душу в беспокойство, подпитывая рост гнева и недовольства, которые могут быть выплеснуты на кого угодно. А главное – взращивая грех, мы лишь продолжаем выступать могильщиками своей души. Хороня себя под завалами греха, мы разрушаем собственную жизнь.
Добродетель трезвения, о которой мы уже говорили, может помочь избавиться от осуждения. Нам просто стоит внимательно заглянуть в глубины собственной души.
Внимай себе
Мы можем быть судьями лишь своим поступкам. Что доброго мы сделали сегодня? Какой мы хотим видеть свою жизнь, и какая она на самом деле? Что сделано на пути разбора наших вороха проблем? Стал ли я лучше сегодня? И зачем я вообще живу: чтобы есть и спать, или ради чего-то покруче?
Принципиальные вопросы самому себе помогают отрезветь от привычки все подмечать за другими людьми. Мы властны только над своей душой.
Попытки осуждать ближнего обычно напоминают картину со всезнающим советчиком, у которого разваливается дом, но он с видом знатока и эксперта вальяжно рассуждает под носом у активно трудящихся над возведением собственного новенького дома соседей о правильности или ошибочности их затеи.
Наш дом – душа – требует ежесекундной заботы и внимания. Расслабились, перевели силы на что-то постороннее, и у нас уже пробоина, кран потек, обои отошли, штукатурка треснула. Внутри нас. Поэтому и осуждение ближних, прежде всего, есть безответственное отношение к собственной жизни.
Заниматься собой, делать на отлично свое дело и любить, как можно крепче, – вот чего нам всем не хватает. В любви исцеляется всякая немощь, враги становятся друзьями, отчаявшиеся воодушевляются, больные выздоравливают, слабые становятся сильными. Нам не стоит осуждать. Нам стоит любить. Так, как нас научит Бог.