К 460-летию учреждения Казанской епархии

460 лет назад, в 1555 году, на Соборе, проходившем в Москве под председательством св. митрополита Макария и царя Иоанна IV, было принято решение об основании в Казани епархии: «быть в Казани архиепископу и при нем архимандриту и игуменам». «На содержание Казанского владыки и его кафедры царь определил, кроме разных угодий, десятую часть из всех доходов Казанской земли, и предложил митрополиту и всем владыкам и монастырям, чтобы они на первый раз пособили новому владыке деньгами и хлебом» – рассказывается в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова). Первым архиепископом открывшейся в Казани кафедры стал св.Гурий (Руготин).

О дате учреждения Казанской епархии говорят два документа, составленные примерно в одно время. Никоновская летопись указывает дату 3 февраля, а Житие святителя Гурия, составленное св. Патриархом Гермогеном – 7 февраля. Таким образом, дата учреждения Казанской епархии приходится на 13 или 17 февраля по новому стилю.

История Казанской Епархии

В 1555 году по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (в миру Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и “наказной памятью”: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии).


Территориально Казанскую епархию составили: на юго-западе — до реки Суры Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе — все земли до реки Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения реки Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке — земли Казанского, Астраханского, отчасти Сибирского царств (с 1586 года вошла Уфа и Бирск); на юге — земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 году территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

Архиепископы, носившие титулы Казанские и Свияжские (с 1556 по 1602 гг. — Казанские и Астраханские, с 1799 по 1832 гг. — Казанские и Сибирские), управляли Казанской епархией до 1589 года, когда Казанская епархия была преобразована в митрополию. Первым митрополитом стал святой Гермоген, впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси. Именно св. Гермогену принадлежит заслуга составления описания чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (в чем он сам участвовал) и чудес от этой иконы. Именно св. Гермоген, в бытность свою Казанским митрополитом, обрел в 1595 году мощи Казанских святителей Гурия и Варсофония и добился прославления их в лике общероссийских святых.
 

Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года (при архиепископе Иеремии) десятилетней девочкой Матреной. Новообретенная икона крестным ходом была перенесена в храм священником Ермолаем (впоследствии — св. Патриархом Гермогеном) и очень скоро через этот образ были явлены многочисленные чудотворения.

Подлинник иконы находился до июня 1904 года в Казанском Богородицком монастыре, когда неким Чайкиным была похищена. Но и доныне неизвестна судьба чудотворной иконы. Следствию не удалось доказать факт уничтожения иконы, кроме того, некоторые историки предполагают, что похищен был список, а подлинник был еще в 1612 году отправлен в Москву.

После св. Гермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем, пославший в 1612 году ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Именно этой иконе впоследствии приписывалось чудесное избавление Москвы от поляков, память этого события совершается в Русской Православной Церкви 22 октября старого стиля (4 ноября нового стиля). Именно митрополит Ефрем в 1613 году венчал на царство Михаила Федоровича Романова, первого из Дома Романовых; подпись митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой.

С 1732 года Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 гг. — даже епископы: известный излишним рвением в насаждении Христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий). После миссионерских трудов Казанских просветителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), прибывавший на Казанской кафедре с 1699 но 1724 гг. продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий Раифский, позже — настоятель Свияжского Успенского монастыря. В 1718 году была открыта школа для детей духовенства, преобразованная в 1732 году в Казанскую духовную семинарию. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от Христианства.

С 1744 года, после церковной реформы Петра I, казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два — второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения Московская епархия имела только 814). Казанская духовная семинария трудами архиепископа Амвросия (Подобелова), находившегося на Казанской кафедре с 1785 по 1799 гг. была поставлена столь высоко, что в 1797 году она возведена в достоинство академии (с 1818 по 1842 гг. временно существовала в статусе семинарии). При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 году — первая из ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 года при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 году при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 году — три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное братство святителя Гурия.

Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и переводчика, “апостола Казанских инородцев” Н.И.Ильминского, трудами которого были открыты Центральная крещено-тарская школа (1864 год) и Инородческая семинария(1872 год).

Помимо перечисленных духовно-учебных заведений в Казанской епархии были следующие: двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 года) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818 года), Чебоксарское (с 1818 года) и Чистопольское (с 1829 года) мужские духовные училища; женское училище духовного ведомства (с 1825 года) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 года).

При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856) в фонды Казанской духовной академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря, в 1851 году учреждается “Православный Собеседник”, вокруг которого впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки Е.А.Будрин, Ф.А.Курганов, А.А.Царевский, П.А.Юнгеров, Л.И.Писарев, В.А.Кренский, А.П.Щапов, правовед И.С.Бердников, этнографы, ориенталисты и миссионеры Н.Ф.Катанов, М.А.Машанов, Н.И.Ильминский, протоирей Ефимий Малов, философ В.И.Несмелов и другие. Газета “Известия по Казанской епархии” существовала с 1867 по 1919 гг., “Церковно-общественная жизнь” с 1905 по 1917 гг. Расцвету духовного образования способствовало ректорство с 1895 по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого), Будущего Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. Помимо названных журналов в Казани в разное время издавались: еженедельник “Церковно-общественная жизнь”, “Миссионерский противомусульманский сборник”, “Миссионерское обозрение”.

Казанскому архиепископу (или митрополиту) в управлении епархией помогали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (но в 1822 году было отменено), затем — Чебоксарское (1853г.), Чистопольское (1899г.), Мамадышское (1907г.). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского. Административно каждый из 12 уездов Казанской губернии делился на несколько благочиний (от2 до 5) приходских церквей. Отдельно существовало 3 благочиния монастыря. Все благочиния входили в благочинный совет при Казанском архиерее. В 1909 году православных в Казанской епархии насчитывалось 1546844 человека, церквей соборных — 18, приходских — 636, домовых — 37, всего с монастырскими храмами — 739. Часовен насчитывалось 336. Духовенства: протоиереев — 33, священников — 770, диаконов — 279, псаломщиков — 770; церковно-приходских попечительств — 609, церковных школ двуклассных — 7, одноклассных — 470, школ грамоты — 225. Всего учащихся церковных школ — 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских монастыря.

К 1917 году в Казанской епархии насчитывалось: церквей — 794, монастырей — 27, часовен 419, духовенства белого (женатого) — 4554 человека, черного (монашествующих): монахинь — 202, монахов -1601. Единоверческого духовенства — 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская консистория преобразуется в Епархиальный совет, а затем — в епархиальное управление.

После издания декрета советской власти об отделении Церкви от государства начинается отчуждение монастырских и церковных земель, закрытие домовых , а затем и приходских церквей, репрессии подвергается духовенство (уже в 1918 году было расстреляно 32 священнослужителя). Были реквизированы: свечной завод, здания духовных учебных заведений, последнее из которых — Казанская Духовная академия — была закрыта в 1921 году.

С сентября 1918 года, с момента ухода с белочехами митрополита Иакова (Пятницкого), пребывавшего на Казанской кафедре с 1910 года, Казанской епархией временно управлял епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк). В апреле 1920 года управляющим был назначен митрополит Кирилл (Смирнов). С августа 1922 года митрополит Кирилл — в постоянных ссылках, и Казанской епархией управляли: епископ Иоасаф (Удалов), епископ (с 1929 года — архиепископ Казанский и Свияжский) Афанасий (Малинин), не имевшие, впрочем, Епархиального управления. Одновременно с 1923 года в результате обновленческого раскола, инспирированного светской властью, в Казани возникает обновленческое Епархиальное управление во главе с обновленческим архиереем, также носившим титул “Казанский и Свияжский”. С 1938 года обновленческое Епархиальное управление было ликвидировано. За период с 1920 по 1938 гг. в Казанской епархии в качестве правящих архиереев побывало около 20 человек, что объясняется частыми перемещениями и арестами епископата. Возникшая путаница объясняется не только имевшими место в это время обновленческими, григорианскими и пр. расколами, но и изменениями границ епархии. С 1924 года от казанской епархии отошла Марийская область (позже вновь вошедшая в ее состав), а затем и Чувашская. Большинство монастырей епархии было ликвидировано в 1928 году, массовые репрессии духовенства пришлись на 1918, 1922, 1931-1933, 1936-1938 гг.

После 1938 года Казанской епархией управлял архиепископ Андрей (Комаров). В течение 10 лет кафедральным собором была единственная действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище). Начиная с 1938 года и по настоящее время епархия управлялась одним архиереем без викарных епископов. В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали значительные суммы на нужды армии. В 1947 году при архиепископе Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм. Среди послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 году из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952). Другим уважаемым иерархом послевоенного периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 году известное письмо архиепископа Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и проведения церковных реформ.

С 1989 года Казанской епархией управляет епископ (с 1966 года — архиепископ) Анастасий (в миру — Александр Михайлович Меткин), носящий, после выделения 11 июня 1993 года из состава Казанской епархии новоучрежденной Марийской, титул Казанского и Татарстанского.

В Казани действовало два храма до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор. В 1991 году был возвращен Раифский монастырь, в 1994 году — Варваринская и Софийская церкви города Казани, в 1996 году — Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь (переданная общине кряшен, которых до революции называли старокрещенными татарами), Седмиозерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Подобный же процесс постепенного возвращения некогда насильственно отчужденных храмов наблюдается по всей республике. Среди наиболее важных событий последних лет следует отметить следующие:

– обретение 26 сентября 1995 года мощей святителя Ефрема Казанского, венчавшего на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова;

– обретение 11 октября 1995 года мощей преподобных Ионы и Нектария (ныне эти мощи покоятся в Петропавловском соборе города Казани);

– празднование 17-19 октября 1995 года 400-летия Казанских святых и 440-летия Казанской епархии и проведение впервые за послереволюционный период историко-богословской конференции с участием трех епископов, профессоров Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Московского Свято-Тихоновского Богословского института;

– прославление в лике святых: новых преподобномучеников Раифских (6 апреля 1997 года), схиархимандрита Гавриила (Зырянова), старца Седмиозерной пустыни (30 июля 1997 года), епископа Амвросия (Гудко), настоятеля Свияжского Успенского монастыря (8 октября 1999 года);

– посещение Казанской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (впервые за всю историю Казанской епархии ее с официальным визитом посетил Российский Патриарх).

В сентябре 1997 года открыто Казанское Духовное училище, преобразованное в 1998 году в Духовную семинарию — высшее пятилетнее учебное заведение. С 1999 года в семинарии действует заочное отделение. В начале 2000 года на трех курсах очного отделениях обучается 50 студентов, преподает 22 преподавателя, в том числе 5 докторов и 12 кандидатов наук. Семинария периодически проводит всероссийские церковно-научные конференции, а с апреля 2000 года восстановлено издание церковно-научного журнала “Православный Собеседник”. Преподаватели семинарии активно участвуют в различных научных и издательских проектах, сотрудничают с Церковно-научным Центром “Православная энциклопедия”, Российским Библейским Обществом (РБО), Союзом Библейских Обществ (UBS), Институтом перевода Библии (IВТ), Российской Академией Наук (РАН), Институтом “Татарской энциклопедии” и т.д.

С 1996 года в Набережных Челнах существует филиал Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. При различных храмах епархии действуют воскресные школы для детей и взрослых. С 1993 года в Набережных Челнах издается газета “Благая весть”, преобразованная в 1995 году в “Казанские епархиальные ведомости”.

С 1997 года выходят православные ежемесячные телевизионные программы “Путь” (канал “Татарстан”, автор — А.В.Журавский) и “Казань православная” (канал “Эфир”, автор — священник Роман Модин). К началу 2000 года в Татарстане зарегистрировано около 140 православных приходов. На территории республики действует шесть благочиннических округов и семь монастырей: пять мужских — Раифский Богородицкий, Иоанно-Предтеченский (Казань), Свято-Вознесенкий Макарьевский (под Свияжском), Свияжский Успенский, Седмиозерный Богородицкий; и два женских — Казанско-Богородицкий (Елабуга) и Успенский Зилантов (Казань).

При епархии действуют исторический, миссионерский отделы, отдел катехизации, епархиальная комиссия по канонизации святых и др. епархиальные подразделения.

Активно развиваются национальные (кряшенские, чувашские) приходы Казанской епархии. Так, Тихвинский кряшенский приход г.Казани, возглавляемый протоиереем Павлом Павловым, занимается издательской, а также переводческой деятельностью, осуществляя совместно с Российским библейским обществом переводы Священного Писания на кряшенский язык. Ежегодно в праздник свт.Иоасафа Белгородского, особо почитаемого казанскими кряшенами, Архиепископ Анастасий совершает Божественную литургию на кряшенском языке. В 1999 году был торжественно отпразднован десятилетний юбилей кряшенской общины.

Активная работа проводится в Казанской епархии и в области исследований житий новомучеников Казанских. Свидетельством этой работы стало решение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве в 2000 году. Согласно этому решению к числу общецерковно чтимых святых были причислены: митрополит Кирилл (Смирнов) (1863-1937), иерей Дмитрий Шишокин (1880-1918), иерей Филарет Великанов (1873-1918), а также уже прежде прославленные в Казанской епархии как местночтимые святые — священномученик епископ Амвросий (Гудко), настоятель Свияжского Успенского монастыря (1867-1918, память 27 июля/9 августа), преподобномученики — архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Успенского Зилантова монастыря (1863-1918, память 28 августа/10 сентября) и братия Зилантова монастыря — иеромонах Лаврентий (Никитина) (1872-1918, память 28 августа/10 сентября), иеромонах Серафим (Кузьмин) (1870-1918, память 28 августа/10 сентября), иеродиакон Феодосий (Александров) (1864-1918, память 28 августа/10 сентября), монах Леонтий (Карягин) (1870-1918, память 28 августа/10 сентября), монах Стефан († 1918, память 28 августа/10 сентября), послушник Георгий (Тимофеев) (1880-1918, память 28 августа/10 сентября), послушник Иларион (Правдин) († 1918, память 28 августа/10 сентября), послушник Иоанн (Сретенский) († 1918, память 28 августа/10 сентября), послушник Сергий (Галин) († 1918, память 28 августа/10 сентября).

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

Дни празднования: 21 июля (8 июля cт.ст), 4 ноября (22 октября ст.ст.)

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 тысяч русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября). Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им небесную помощь, явив Свою чудотворную икону. 28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий св. Патриарх Гермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" — автограф Святейшего Патриарха Ермогена — целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.

Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров, и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и службы ей. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за православную веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем".

Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков. Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена". Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам.

На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль. В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской иконой Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году, перед Отечественной войной, святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять...

Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год — как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим". Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров, Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества.

Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.