Сегодня человек, особенно молодой, ищет честного, прямого и ясного ответа на вечные вопросы бытия

Комментарий председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина после официального визита в Казанскую епархию.

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры, дорогие друзья!

Некоторое время назад мне довелось посетить Татарстан, где состоялся достаточно представительный форум православной общественности, состоялись встречи с Владыкой митрополитом Анастасием, с ректором Казанской духовной семинарии отцом-игуменом Евфимием, с преподавателями и студентами, с муфтием республики Татарстан Камилем Искандеровичем Самигуллиным, с общественными деятелями республики, с членами Общественной палаты Татарстана, со многими священнослужителями, мусульманскими духовными деятелями и всеми, кто сегодня рассуждает на тему взаимоотношения религии и общества.

Как известно, в Татарстане имели место непростые события: поджоги храмов, непростые дискуссии не тему межнациональных отношений, отношений между верующими разных религий. Тем не менее, власти и общественность республики делают, как представляется, немало для того, чтобы возрождалась церковная жизнь, чтобы поддерживались и укреплялись добрые отношения между людьми разных вероисповеданий и разных национальностей. Будем надеяться, что так будет и впредь. Будем надеяться, что возвратятся церкви, отнятые в годы богоборческого лихолетья, храмы и другие здания религиозного назначения, именно как и полагается в принятом в свое время законе о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Будем надеяться, что все общественные и национальные силы, в том числе православная общественность, в том числе кряшены, древний этнос, будут принимать соразмерное, адекватное участие в общественной жизни всей республики. Будем надеяться, что возродит свою былую славу Казанская духовная школа, одна из наиболее исторически значимых в Русской Православной Церкви. Будем надеяться, что диалог между властью и всеми общественными силами, даже критически высказывающимися, будет результативным, будет учитывать разные точки зрения, и одновременно будет мирным, спокойным, не приводящим ни к каким осложнениям в отношениях между людьми разных национальностей и религий, утверждающим мирный, спокойный, конструктивный общественный климат.

В Татарстане имели место разные дискуссии. Некоторые из них были формальными, были связанными с тем, что обсуждались проблемы, обсуждались практические стороны отношения Церкви и государства, отношения разных религиозных общин. Очень интересные беседы имели место и с журналистами, и с представителями органов власти, и с общественностью, и очень часто эти беседы, что называется, крутились вокруг одной темы: как сегодня должно быть представлено религиозное мировоззрение в образовательной системе — в средней школе, в дошкольном образовании, в высшей школе. Эта тема становится не только для России, а и для многих стран одной из центральных. В целом ряде областей и республик пытались так же, как сегодня в Татарстане, говорить, что предоставлять возможность такого выбора слишком опасно: кто будет преподавать, как будет осуществляться обучение, не слишком ли это рискованный эксперимент? Нам так говорили в Москве, так говорили религиозным общинам в Санкт-Петербурге. Сейчас ситуация меняется, и практика показывает, что чем быстрее и чем серьезнее подходят к возможности реализации выбора в пользу Основ православной культуры или Основ исламской культуры, тем стремительнее и тем качественнее нарабатывается опыт и появляются действующие модели преподавания. Конечно же, появляются учителя, конечно же, уже есть учебники, и мы слышим очень положительные отклики не только родителей и учеников, но и всех, кто исследует общественную обстановку в тех местах, где дети получают возможность изучать основы именно той религиозной культуры, с которой связана их семья, с которой связан мировоззренческий выбор их родителей. Замечу, что право родителей — именно родителей, а не школы или управления образования — определять, какое мировоззрение будет преподаваться их детям в школах. Это право очень четко зафиксировано в международном законодательстве, уважается оно и у нас в России. Не случайно на федеральном уровне были приняты решения, которые предусматривают возможность выбора между Основами православной культуры, Основами исламской, иудейской, буддисткой культуры, основами разных религиозных культур в рамках одного предмета и Основами светской этики, которую обычно выбирают или по идее должны выбирать неверующие семьи. Такая модель показала себя как наиболее работоспособная в Европе, в том числе в тех странах, где имела место межрелигиозная и межнациональная конфликтность. Опыт преподавания Основ религиозной культуры и светской этики при возможности выбрать один из шести модулей показывает, что никакой конфликтности вот этот опыт, эта система не добавляет. Наоборот люди, хорошо знающие свою традицию и имеющие базовое представление о других традициях, в том числе в рамках курсов истории и обществознания могут прекрасно взаимодействовать друг с другом, в то время как религиозная теплохладность и тем более религиозный вакуум на самом деле сегодня опаснее. И вот об этом мне пришлось не раз говорить с теми, с кем я вел диалоги в Татарстане.

Сегодня общество вряд ли сможет жить в условиях религиозного вакуума. Невозможно сохранить ту систему присутствия религии в жизни общества, вернее, отсутствие религии в этой жизни, которая имела место в Советском Союзе. Можно сколько угодно говорить, что вот мы жили 30-40 лет назад, не знали, какого мы рода-племени, какой мы национальности, какую веру исповедовали наши предки, и всем было хорошо, и имели место мир и дружба. На самом деле это была ложная самоуспокоенность, и не случайно окончание существования Советского Союза посрамило все разговоры о том, что в советском обществе не было проблем. Но сегодня реальность принципиально другая. Как оказалось, общество потребления, которое навязывали многим странам, и в том числе нашему народу в течение нескольких десятилетий, неспособно сделать человека счастливым. Вакуум религиозности не может длиться долго. Нельзя вытеснить из жизни человека, из сердца и ума человека Бога, вечные вопросы, вопросы конечного смысла бытия при помощи любых товаров, любых услуг, любых развлечений, любой политической риторики. Чем больше общество пытаются представить как якобы имеющее конечной своей целью потребление, тем больше возникает религиозной жажды, тем больше люди начинают искать ответы на самые сложные вопросы, на которые не ответишь при помощи просто потребления или каких бы то ни было экономических рецептов. И, к сожалению, в тех местах, где существовал и существует до сих пор вакуум знаний о религии, знаний о настоящей религиозной традиции, особенно связанных с историей твоего общества, твоего рода, твоего народа — именно в этих местах получали наибольшее распространение экстремистские учения, весьма опасные и для самого человека, исповедующего одно из таких учений, и для окружающего общества, и, может быть, для всего мира. Сегодня человек, особенно молодой, ищет честного, прямого, ясного ответа на вечные вопросы бытия, и, к сожалению, часто получается так, что такой ответ вроде бы простой, но на самом деле не укорененный в настоящей религиозной традиции, ему дают разного рода экстремисты. И если в школе — в массовой общедоступной школе — юноша или девушка не получают ясно сформулированных знаний о своей религиозной традиции, почти наверняка они увлекутся потом не идеями толерантности и абстрактного гуманизма, а как раз одним из религиозно окрашенных экстремистских учений.

Сегодня очень важно, чтобы те религиозные традиции, в первую очередь православные, которые присущи нашей стране, которые создало наше общество, которые зарекомендовали себя многими веками практики, преподавались и в средней школе, и в высшей школе при условии добровольности выбора каждой из таких традиций. Очень важно, чтобы обучение будущих религиозных лидеров разных религий и конфессий происходило именно в России на основе наших собственных традиций. Неплохо, когда человек стремится к знаниям, которые иногда можно получить только в зарубежной стране, но если это делается без очень твердой мировоззренческой, гражданской, духовной основы, полученной в рамках своего народа, это часто приводит к жизненным трагедиям. Я знаю многих людей, которые, обучаясь за границей, перестали чувствовать себя составной частью своего народа. Может быть, таких было большинство в разных религиях и конфессиях. Нам очень важно сегодня добиться того, чтобы именно в стране осуществлялась подготовка тех, кто должен вести за собой множество, иногда тысячи, десятки и сотни тысяч последователей того или иного религиозного учения. Нам очень важно, чтобы вакуум знания о религии, опасный в современном мире, теплохладные, воспитывающие духовное безразличие и релятивизм курсы, рассказывающие о разных религиозных традициях и исключающие постановку вопроса о том, какая же из них истинна, какая из них ведет человека к настоящей, блаженной и вечной жизни, вряд ли смогут утолить духовную жажду. Религиозный вакуум не может быть вечным и даже длительным. Этот вакуум и теплохладность, о которых только что было сказано, опасны. Именно поэтому нам сегодня так нужно добиться того, чтобы вся система образования и воспитания давала возможность увидеть силу, красоту и мудрость своей собственной религиозной традиции, а главное — и здесь мы как православные христиане скажем друг другу именно о православном пути — найти единственный путь к небу, единственный путь к Божией правде, который дан в Евангелие Христовом и в Священном Предании Церкви, и который сам Господь открывает человеку, ведя его по этому пути, если этот человек действительно становится христианином.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!  

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.