Великое благо и великое счастье – быть всегда с Господом

Слово настоятеля архиерейского подворья в честь священномученика Кирилла Казанского иеромонаха Филарета (Кузьмина) в Неделю о блудном сыне

Дорогие братья и сестры!

Церковный устав, который снисходит к человеку, продолжает каждого из нас с вами готовить к спасительному Великому посту. Еще совсем недавно мы слышали евангельское чтение о неком человеке, которого звали Закхей.  Всеми своими силами он старался увидеть Христа. Этот отрывок научал нас тому, что и мы должны быть подобны Закхею – прилагать все свои духовные и физические силы для того, чтобы приблизиться к нашему Господу. Затем Церковь дала нам новые образы – мытаря и фарисея, которые пришли в храм. Каждый из них молится по-своему – один с полным чувством покаяния и собственного недостоинства, и его молитва услышана и принята Господом, а другой пред Богом выставляет свои добродетели, поэтому уходит из храма менее оправданным. И мы, как и мытарь, в основу своей жизни тоже должны класть покаяние, смирение и чувство собственного недостоинства. Но как верующим людям нам есть чему поучиться и у фарисея – молитве, посту и добрым делам.

В день празднования Собора новомучеников митрополит Анастасий совершил Литургию в архиерейском подворье

Сегодня Церковь предлагает нам иную притчу – о блудном сыне. Мы с вами очень хорошо ее знаем. Сюжет евангельской притчи таков: один из двух сыновей богатого человека просит отдать то, что ему причитается, а затем прогуливает свое состояние в далекой земле. Оставшись ни с чем, он решает все-таки вернуться к отцу и стать у него простым рабом, потому как даже рабы питаются лучше, чем он в данный момент. Чадолюбивый же отец, видя возвращение сына, с радостью его встречает, приглашает в дом и устраивает пир в его честь. Но старший сын не хочет участвовать в этом пире, потому что чувствует себя обделенным. Ведь он не покидал дома, однако отец никогда ничего ему не давал, чтобы он мог повеселиться с друзьями. Брат же, который вернулся, прогуляв состояние с любодейцами, заслужил праздничную трапезу и подарок.

Мы с вами знаем, что эта притча – о любви Отца к каждому из нас. Отец – это наш Господь, и если мы вернемся из далекой от Него земли, на которой многие из нас пребывают, то Он примет нас. Живя в этом несовершенном мире, мы часто ведем себя согласно его традициям. Если нас кто-нибудь оскорбляет, то мы, как правило,  оскорбляем обидчика в ответ. Вот из этой далекой земли мы и должны вернуться к Господу, ведь Он ожидает нас. Он с радостью примет всех, и каждый сможет поучаствовать в пире Небесного Отца. Но сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на другого персонажа – на старшего брата, который постоянно был с отцом. Мне кажется, он чем-то походит на многих из нас. Когда мы видим, как кто-нибудь получает подарок от другого человека, сорадуемся ли мы его счастью? Когда мы видим, как кто-нибудь, живший недобродетельной жизнью, приходит в церковь, радуемся ли мы его покаянию? Осознаем ли мы свое счастье – возможность быть всегда со своим Господом? Нет, очень часто мы не радуемся чужому счастью, и мы не понимаем пользы нашего пребывания в спасительной ограде Христовой Церкви. Мы не умеем радоваться чужому покаянию и тем дарам, которые дает Господь. И притча о блудном сыне поучает каждого из нас радоваться тому, что кто-то вернулся в лоно Церкви, что кто-то встал на путь покаяния, что кто-то вернулся к Господу. Она поучает нас радоваться чужому счастью, а не выставлять напоказ свои добродетели.

В притче о блудном сыне есть потрясающие слова. Отец говорит старшему сыну: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Действительно, это великое благо и великое счастье – быть всегда с Господом. Если мы в этой жизни научимся быть с Ним, то будем с Ним и в жизни будущей. Если мы в этой жизни встанем на путь приобщения к Господу, то этот путь неизбежно приведет нас к Небесному Царству, и Господь воцарится в наших сердцах уже здесь, на земле. Если мы действительно стоим на этом пути, то, значит, в нас должно быть чувство радости за другого человека; в нас должно быть чувство сожаления и скорби, если кто-то уходит от Господа. Мы должны молиться об этом человеке и сочувствовать ему, а также должны делать все, чтобы он вернулся к Отцу – нашему Господу.

Мне хотелось бы, чтобы мы все прониклись ощущением любви к Отцу Небесному, ощущением добра к ближнему своему и ощущением радости за то, что кто-то приходит к Богу; за то, что кто-то имеет возможность покаяния.  Отец Небесный ожидает каждого из нас, независимо от того, какой жизнью мы жили ранее, если только мы полагаем в основу своих отношений с Богом покаяние и желание быть с Ним. Бог милосердный как отец чадолюбивый каждого призовет в Свой пир – пир Небесного Царства. Аминь.

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.