Прощеное воскресение, 13 марта

После вечерни и молитв,  в конце службы владыка Анастасий сказал напутственные слова перед Великим постом всем, кто собрался в этот вечер Прощеного воскресения в верхнем храме Петропавловского собора и совершил чин Прощения.

Владыка говорил о том, что: «На протяжении предыдущих недель Святая Церковь подготавливала нас на примере Евангельских притчей, на примере Евангельских событий, готовила нас к тому, как мы можем открыть свои сердца для того, чтобы, вновь стать детьми Божиими. Чтобы стать не рабами, а стать свободными. Ведь Господь каждому из нас говорит в Своей первосвященнической молитве, Он указывает нам, что мы не рабы. «Я не хочу называть вас рабами потому, что раб не знает, что делает господин его. Я называю вас сынами потому, что для вас открыто все то, для чего Я пришел на землю.» Тайна Боговоплощения открывается в учении нашего Спасителя.

И вот, на протяжении предыдущих недель, через притчу мытаря и фарисея вы видели, как человек может прийти и получить у Господа прощение, в каких бы прежде грехах не находился, Господь распростирает Свои объятия, чтобы вновь и вновь принять нас в Свое усыновление…

Две недели тому назад мы слышали в наших храмах притчу о блудном сыне. Разве не хочет Господь нашего возвращения в Свои объятия, разве не простирает к нам Свои руки для того, чтобы принять, обнять, облобызать заблудшего сына, заблудшую дочь, которые ушли в страну греха…, которые забыли о цели своего земного странствия, которые живут только для угождения своей плоти. Вспомните, чем питался глупый сын, когда ушел от своего родного отца. Он питался всевозможными отбросами, которые свиньи то не ели. И так, сейчас такими "отбросами" питаются миллионы и миллионы людей, которые уходят от Бога, которые забыли своего Отца. Которые сказали, мысленно или явно сказали: «Уйди, я хочу жить сам по себе. Ты мне мешаешь.» Да, чтобы жить со Христом, чтобы жить настоящей жизнью православного христианина, да, Господь будет «мешать». Потому, что два пути предлагаются нам в этой жизни: или путь погибели, или путь к вечной жизни.

Для того, чтобы достичь того блаженства, которого достигли святые, для того, чтобы Царство Божие  было внутри нас, для этого необходим подвиг. Подвиг, который творили свв. Отцы, подвиг, который творила прп. Мария Египетская, память которой мы будем вспоминать ежедневно на протяжение всей Св. Четыредесятницы, которая отвергла целиком свою прежнюю греховную жизнь и, которая достигла таких совершенств духовности, такой высоты святости, что , наверное, на протяжение всей многовековой истории христианства не было подобного этому великому светильнику, возженному в египетской пустыне. И таких подвигов мы видим миллионы и миллионы, когда люди шли за Христом. Наша жизнь должна быть горением перед Богом, наша жизнь должна быть возвращением в объятия своего Отца Небесного. Не может человек жить и не согрешить. Да. Каждый человек на протяжении свого земного странствия неоднократно уходит от Бога, нарушает Заповеди Божии, становится врагом Божиим. Но, все таки, дай Бог, чтобы  на кончине жизни нашей мы осознали, что мы должны возвратиться опять  туда, в объятия своего Небесного Отца, чтобы отдать себя  во всецелое Ему послушание.

В Древней Церкви были три греха, в которых, если совершил их, должен каждый христианин каяться перед всей общиной, пред той общиной христианской, в которой он родился. Это были страшные грехи. Это были три греха, в которых заключалось нарушение всего Закона и Пророков. Это – отречение от Бога. Мы знаем, что это было страшное отречение  и невольное, особенно в первые века христианства, это был страшный грех. Но не поступаем ли мы с вами так, когда отходим от Бога? Да, нас сейчас не пытают железом, калеными стрелами, но мы подневольно уходим все дальше от врат нашего спасения. Внушают нам, что можно прожить и без Бога. И живет человек, живет для своей же погибели. И второй грех – измена ближнему своему, это – нелюбовь, это – ненависть, вражда, это убийство ближнего своего. Да, мы не убиваем делом, но мы убиваем ближнего своего своими делами, своими поступками, своим отношением друг к другу. Вот это страшный, бездумный грех. И третий – прелюбодеяние. Это самый страшный и тяжелый грех, за который в Древней Иудее побивали прелюбодеиц и прелюбодеев камнями. Прелюбодеяние это – преступление, нарушение любви Божией. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, дабы каждый спасся и никто не погиб, но имел жизнь вечную. Ведь Господь сказал нам, что самая главная Заповедь такая: "возлюби ближнего, возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим и всей душой своей, как самого себя". Любовь к Богу – вот чем отличается жизнь христианина и чем мы можем руководствоваться в нашей жизни. А прелюбодействовать – это прелюбодействовать против Бога, потому что если мы не любим Бога, значит мы прелюбодействуем. Если мы убиваем ближнего своего, значит мы прелюбодействуем. Если мы вносим нестроения в свою семью, в малую церковь, если муж изменяет жене или жена изменяет мужу это так же прелюбодеяние, за которое каждый человек должен наказание и в этой жизни и, тем более, будет нести и в будущей жизни. И, дай Бог, чтобы вот эти три греха не господствовали в нашем мире.

Для нас, верующих людей, может быть пока что внешне верующих и исполняющих заповеди, часто мы чувствуем вот такое наше болезненное состояние от того греховного расположения, в котором мы с вами находимся. Для нас требуется исцеление, исцеление души и тела. Мы причащаемся  Тела и Крови Христовой во исцеление души и тела. Но исцеление наступает в Таинстве покаяния. Таинство покаяния – не то, что мы соберем горстку каких-то мелких грехов, придем к священнику и скажем : «Вот, батюшка, я тут собрала все свои грехи, в которых я согрешала. Вот я тебе сейчас все расскажу, всё! Прости меня!» И опять, через какое-то определенное время, опять мы возвращаемся в ту же грех, в котором мы якобы покаялись. Покаяние это всецелое исправление своей греховной жизни. Это мы даем в Таинстве покаяния Господу обещание: «Господи, я согрешил…я не буду больше этого делать, но только с Твоей помощью я могу получить исцеление, своими силами я ничего не могу сделать в этой жизни». И сейчас, в наступающие дни Великого Поста, такая возможность полного исцеления особенно предоставляется для каждого из нас в Таинстве покаяния, в истинном совершенном покаянии, в молитвенном предстоянии Богу. Не надо забывать о том, что пост это подвиг молитвы, поста, добрых дел. Поэтому надо совмещать вот эти три христианских добродетели, чтобы с чистым сердцем мы смогли встретить Воскресение Христово, а более всего , чтобы с чистым сердцем мы могли предстать пред Престолом Божиим, потому, что мы не знаем, когда Господь призовет нас из этого земного странствия к вечной жизни. И к этой вечной жизни мы должны готовиться на протяжение всего земного нашего жизненного пути.

Сейчас время благоприятное, время спасения. И мы с вами должны начать с благословения Божия этот пост, с добрыми помыслами, с добрыми намерениями, с добрыми помышлениями будем исполнять все то, что будет предлагать нам наша любящая мать – Святая Церковь на протяжении этих сорока дней.

И, как всегда, в этот день, по традиции мы собираемся в наших православных храмах, чтобы испросить друг у друга прощения. А более всего, мне хотелось бы, чтобы вы сегодня, когда придете домой, попросили прощения друг у друга. Семья это малая церковь, это самое святое для вас, что вы имеете здесь на земле. Это – малая церковь. И вот, перед лицом этой малой церкви вы должны сегодня исповедовать свои собственные грехи. Чем вы друг друга обидели, испросить друг у друга прощения и тем самым с благословением начать эту Великую св. Четыредесятницу.

Для нас, пастырей Церкви, этот день особенный, потому, что в этот день мы как бы подводим итог нашей трудовой деятельности на ниве Христовой. И, к сожалению, мы должны признать, что мы делаем очень и очень мало, чтобы народ Божий возвращался в объятия Отца своего Небесного. Мы рассеиваем своих овец и они исчезают, утопают и погибают. И вина за вот эту растрату итогов своего собственного стада лежит в первую очередь на пастырях Церкви, и мы сегодня просим у вас, дорогие братия и сестры, прощения за все наши упущения, которые мы сделали пред нашей Церковью, пред каждым из вас. За наше невнимание, за нашу грубость, за наши вольные или невольные какие либо обиды, которые нанесли мы сегодня на протяжении вот этого года нанесли вам, чадам Тела Христова, Телу Христову. Все мы составляем целый организм. И, дай Бог, чтобы вот это исцеление этого организма наступило, наступало в эти святые дни Св. Четыредесятницы. Простите нас за все, в чем мы согрешили перед вами, и  помолитесь о наших грехах. Простите и помолитесь!»


Материал подготовила Li-Мария 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.