#ЯзаХрам или о победе духа над немощью плоти.

Я бегу.

Легкие начинают напоминать о своем существовании, тополиный пух – кошмар аллергика, летит прямо в лицо, а силы тают с каждой последующей вынужденной остановкой на светофоре. Но я продолжаю бежать, не смотря ни на что. Мы продолжаем бежать. Потому что цель нашего маршрута ясна. Потому что мы знаем, ради чего это делаем.

Не знаю, что так должно было повлиять на умонастроение людей, из-за чего мы так скоро превратились в «Иванов, не помнящих своего родства», да только странные вещи стали происходить в умах современников. Для меня до сих пор кажется дикостью, что сегодня находятся люди, которые протестуют против строительства храма. Быть может, я бы понял нейтральную позицию из разряда «мне все равно» - сейчас это «в тренде». Но как можно выражать протест против того, с чего, собственно, и начиналось наше государство, с чего начиналась наша осмысленная история?

Вспомним, как в 860 (866) году в сторону православия оборачиваются горе-завоеватели Константинополя Аскольд и Дир, потерпевшие военное поражение от греков, призвавших помощь Пресвятой Богородицы. Вспомним, что благодаря святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, мы получили азбуку. Не забудем и тот факт, что благодаря Ивану Федорову, который, на минутку, был диаконом, мы получили первую печатную книгу «Апостол». В конце-концов, все русское искусство было пропитано христианской мыслью, в основе ее лежал принцип христоцентричности и, например, только русской культуре известно такое понятие, как соборность. И даже если мы все это забыли, посчитав «преданьем старины глубокой», тогда следует обратиться к относительно недавнему времени.

Вспомним, что в 80-х годах прошлого века люди боролись за открытие каждого храма. Именно тогда люди робко мечтали о том, что вновь придет время, когда исповедовать православие можно будет, не таясь, а церкви вновь будут открыты. Впрочем, Церковь тогда спасли бабушки в белых платочках. А вот их внукам и правнукам, которым такое богатое, некогда отвоеванное потом и кровью в прямом и переносном смысле, наследство досталось задарма, уже невдомек, зачем «этих храмов понастроили».

Увы, но ситуация сегодня меняется до неузнаваемости. «Куда эти ваши храмы, солить их что ли?», «Нам собачек негде стало выгуливать – такой пустырь хороший был!», «Лучше бы школы и больницы строили!» - все чаще слышатся досужие пересуды. И ведь отвечать что-то надо.

Отгремели Екатеринбургские события. Оказалось, что храмоборческая волна каким-то невероятным образом отрикошетила прямо в наш город.

Ситуация дошла практически до абсурда. На улице 50-летия ВЛКСМ (символично, не правда ли) стоит красивый деревянный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Заранее известно, что храм временный, чуть позже на этом месте появится храм больших размеров и каменный. Однако находятся люди, которым такое положение дел пришлось не по душе. В ход пошли, казалось бы, даже самые нелепые аргументы, вроде: храм расширят – деревья попилят.

Ну, во-первых, вообще-то не попилят, а бережно и аккуратненько пересадят с места на место, согласно плану. И не пятьдесят, не пятнадцать, а пять деревьев. Во-вторых, этим летом во многих районах города изрядно попилили деревья. Но здесь почему-то защитники зеленых насаждений молчат.

Поэтому, когда мне предложили принять участие в забеге в поддержку строящегося храма, решение было принято без малейших колебаний. Дело-то благое. Правда, когда выяснилось, что дистанция составляет порядка четырех километров, мой пыл немного остыл. Очень хорошо спел по этому поводу рок-музыкант Юрий Шевчук: «Я для муз физкультуры давно не кумир». Ну да делать нечего, как говорят в народе, назвался груздем, полезай в кузов.

В назначенный день прихожу к месту нашего старта – храму в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Думается мне, что место это символично, ведь когда-то православная молодежь участвовала в общественных слушаниях по данному строению. Правда, тогда все решилось гораздо быстрее и достаточно мирно. Казалось, что людей, выступающих против строительства храма много, шел соответствующий информационный шум, да вот только слушания показали обратное. Кто за храм? Все за храм! Приняли – постановили. Пошли по домам пить чай. Так что храм на старте и храм на финише, в каком-то смысле, оказались побратимы.

Подходят первые участники забега. Ребята крепкие, атлетически сложенные, все как на подбор. Одно слово – спортсмены. Чувствую себя несколько неловко в этой компании. Да и ребята поглядывают на меня как-то косо. Видимо, годы долгой учебы неизгладимо отпечатались на моем лице. К моему счастью, скоро появились организаторы забега и ребята из православной молодежки. Стало в разы спокойнее.

Мы бежим. Легкие напоминают о своем существовании, тополиный пух – кошмар аллергика, летит прямо в лицо и далее по тексту…

Люди вокруг смотрят на нас кто с восхищением, кто с изумлением. Машины сигналят. Водители машут. Дети из окон высовываются. Хотят немедленно вырасти и тоже бежать с нами. «Я за храм!» - отвечают спортсмены на вопрошающие взгляды прохожих.

Пробежать четыре километра без предварительной подготовки сложно, но можно. Можно тогда, когда ты с Богом в сердце. С Богом вообще все намного легче. Проверено.

Бегу уже рядом с организаторами. Спортсмены смотрят на меня теперь не косо. Гордиться, впрочем, нечем – дистанция еще ого-го. Нет-нет, да о чем-то немного перешутимся с парнями.

Останавливаемся на финальном перекрестке. До храма остается где-то метров пятьсот. Не знаю, в чью буйную голову пришла эта нехорошая идея «втопить» на заключительном рубеже, как в последний раз в жизни, но почему-то все охотно согласились. «Кто последний, тот, как в детстве», - добавляет кто-то остроты моменту. Понимаю, что я кандидат в последние, чего крайне не хочется. Мучительно вспоминаю, когда же я последний раз бегал на время. Не помню. Загорелся нужный сигнал светофора. И началось…

Бежал я так, как не бежал еще, наверное, ни разу в жизни. Как-то слишком буквально была воспринята фраза про «втопить», как в последний раз, поэтому первые ряды улетели просто на какой-то невообразимой космической скорости. Не знаю, что подействовало на меня так сильно - то ли искреннее нежелание быть аутсайдером, то ли внезапно проснувшаяся спортивная ярость, да только позади мелькали спортсмены, организаторы, ошалелые люди и уже упоминавшийся мною  тополиный пух, которого в этом году слишком много. Легкие сжались и прилипли к спине. Дышать стало значительно труднее. Правда, впереди уже показался храм, и это прибавило сил и скорости.

На финише какой-то мужчина активно махал руками, призывая нас ускорится перед самым финалом. Я понял, что бегу уже из последних сил. Все, пролетаю мимо него, совершаю прыжок, что-то громко кричу и машу руками. Меня переполняет шквал эмоций, но приходится брать себя в руки, потому что внезапно я увидел девушек из нашего православного молодежного движения. В порыве радости сначала я их даже не заметил.

Пришедшие посмотреть на «бегунов», девчата напоминают прекрасных принцесс из средневековья, встречающих победителей на рыцарском турнире. Разве что платочков для полноты картины не хватает в их руках.

У храма стоят бабушки-прихожанки. Они вовсе не злые и ни на кого не цыкают, как принято думать. Напротив, радостно приветствуют спортсменов, улыбаются, о чем-то спрашивают. Не успеваю опомниться, как в моих руках оказывается бутылка с холодной водой и флаг с двуглавым орлом. Вскидываю его как можно выше. Победа!

Наконец-то, все в сборе. Чтобы не было последних, оставшиеся участники забега берутся за руки и преодолевают финальный рубеж все вместе. Пожимаем друг другу руки, обнимаемся, встаем перед храмом и фотографируемся с надписью «#ЯзаХрам !» Выясняем, кто и как будет добираться до дома.

Позже в социальных сетях развернутся нешуточные баталии по поводу этого фото, да и вообще  всей акции, но сейчас это не так важно для нас. Мы это сделали! Мы смогли! Мы преодолели не только длинную дистанцию, но, в первую очередь, самих себя.

Сколько еще будем биться мы лбом о стену? Что еще должно произойти такого, чтобы наше общество, наконец, отрезвилось, пришло в себя и обратилось к Богу? Не знаю. Знаю только, что нужно уметь извлекать соответствующие уроки из нашей истории. Смотреть не только под ноги, но хотя бы иногда и ввысь. И заниматься физической культурой.

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.