ИЗ ПРЕДЫСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

«Очарованные странники».

Эпоха крестовых походов 1096–1291 гг. радикально раздвинула  духовный, политический и географический кругозор народов, открыв впервые людям христианской Европы – в том числе Руси – древневосточную колыбель цивилизации, Палестину, Евразию, целый мир Востока. Конечно, мы привыкли вспоминать в первую очередь негативную сторону крестоносной эпопеи, что понятно и справедливо. При этом мы не всегда задумываемся о значении того духовного прорыва, который стоял за рыцарскими приключениями и географическими открытиями. Двухвековая «битва за Иерусалим» позволила европейцу, оказавшемуся вдруг на ближневосточном перекрестке религий, эпох, цивилизаций, оглянуться, задуматься – и познать не Азию – самого себя, неизведанные глубины собственной духовности, веры, поэзии. Без этого открытия  Западом Востока невозможны были бы ни трубадуры, ни готика, ни Данте с его головокружительной космологией Рая и Ада, ни Сорбонна с культом «арабского» Аристотеля. Для православной Руси хождение в мир библейского Востока тоже являлось огромным творческим событием. 

«Калики перехожие». Картина И.М. Прянишникова

Но в отличие от пассионарности западных крестовых походов, движение русских «очарованных странников» привело к возникновению более мирного, не рыцарского – музыкально-поэтического «сословия», так называемых «калик перехожих» (от латинского «calliga» - «сапог»). После паломничества, иногда неоднократного, всю оставшуюся жизнь странствовали они по Руси с пением псалмов, духовных стихов и былин о сказочных городах и великих святынях Востока. Ни монгольское нашествие на Русь (1237), ни захват Константинополя крестоносцами (1204), ни его завоевание турками (1453) не только не прервали связей России и Православного Востока, но наоборот стали причиной более частого обращения Восточных Патриархов к русскому царю за «царской милостыней» и заступничеством.

Отношения Руси и Святой Земли с самого начала строились так, что русские люди не только сполна черпали, воспринимали и осваивали духовный и культурный опыт Христианского Востока, но и щедрой рукой помогали каждой из старших Сестер-Церквей. С конца XVII – начала XVIII в. защита русских паломников и интересов восточного православия переходит к структурам государственным. Для ограждения прав паломников начинает работать система мирных договоров, заключаемых русскими государями с турецкими султанами, которым принадлежала Палестина с 1517года.

Время Екатерины Великой (1729 – 1796 гг.)

Серьезное место занимал Ближний Восток и во внешнеполитических планах русской императрицы Екатерины II. Это стало ясно уже со времени первой Средиземноморской экспедиции Российского Флота под командованием графа Алексея Орлова и адмирала Григория Спиридова. Знаменитое Чесменское сражение 5–7 июля 1770 года между русским и турецким флотами у западного побережья Турции в Эгейском море – одно из крупнейших в парусной эпохе, ход которого описан и изучается в военно-морских училищах. Оно закончилось, при минимальных потерях русских, уничтожением турецкого флота и установлением блокады Дарданелл.  

Знаменательно:

В 1770-х гг. по распоряжению Екатерины II для прославления Чесменской победы был создан Мемориальный зал в Петергофском дворце, воздвигнуты два памятника. Построен Чесменский дворец и Церковь св. Иоанна Предтечи в С-Петербурге. Отлиты золотые и серебряные медали с правом ношения на голубой ленте для всех участников сражения. Граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование Чесменский.

Есть мыс Чесма в  Анадырском заливе и село Чесма в Челябинской области.

В 1996 г. к 300-летию Российского Флота в новой России была отлита серебряная монета с изображением Чесменского сражения и адмирала Григория Спиридова.

В 2012 г. Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Дополнен перечень датой 7 июля – Днем победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Выдающиеся победы русской армии и флота были подкреплены не менее блестящими успехами дипломатов. Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией 1774 года - в ряду их бесспорных достижений. Статьи договора о «твердой защите» Православия в Османской империи и о беспрепятственном хождении паломников в Иерусалим и по святым местам «определили на длительный период линию русской дипломатии в Восточном вопросе».

В середине 1770-х императрица формулирует свой так называемый «Греческий проект». Интересно, что для Екатерины Алексеевны слово «греческая» было в церковно-дипломатических контекстах синонимом слова «православная». Именно в этом смысле императрица писала Вольтеру: «Как добрый католик, скажите своим единоверцам, что Греческая Церковь при Екатерине II не желает зла ни Церкви Латинской, ни какой-либо другой. Греческая Церковь только обороняется». И в терминах Греческого проекта речь шла в широком смысле о новой концепции русской внешней политики на православном Востоке.

Г.Р. Державин в оде «На взятие Измаила» 1790г., возможно, был весьма близок к правильному пониманию восточных замыслов императрицы, когда призывал ее

«Отмстить крестовые походы,

Очистить Иордански воды,

Священный Гроб освободить».

Внешняя политика была направлена на укрепление роли России в мире и расширение ее территории. Русско-турецкие войны XVIII в. шли как за права христиан в обширных пределах Османской империи (конечно, включая Ближний Восток) и право покровительства им русского монарха, так и за решение государственной задачи – возвращения России побережья Черного моря.

В последнем мирном договоре двух империй 1878 г. говорится о свободе вероисповедания, внешнего отправления культа без различия религий и о том, что «паломники и монахи всех национальностей, путешествующие по Европейской и Азиатской Турции, сохраняют свои права, преимущества и привилегии». Официальная их защита возлагалась на дипломатических представителей и консулов христианских держав.

Вообще период царствования Екатерины II, длившийся более 30 лет, часто называют «золотым веком» становления Российской империи, границы которой были значительно раздвинуты на Запад и на Юг. К концу ее царствования Россия стала самой крупной европейской страной, а ее население составило 20% населения Европы. За время правления Екатерины в состав Российской империи вошли: Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Новороссия, Белоруссия, Курляндия, Литва, земли между Днестром и Бугом, казакам отдана Кубань, присоединено Калмыцкое ханство.

Интересно:

- приехав из Пруссии в Россию, чтобы обручиться с будущим императором Петром III, который по матери приходился ей троюродным братом, София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская самым прилежным  образом изучала русский язык, историю, православие, русские традиции. В 15 лет перешла из лютеранства в православие, став будущей русской императрицей Екатериной II Алексеевной, полной тезкой Екатерины I Алексеевны.

- после присоединения земель Речи Посполитой, в России оказалось около миллиона евреев, для которых была установлена черта оседлости в традиционных местах проживания. При решении перейти в православие все ограничения снимались.

- поощрялся активный рост немецких поселений в Поволжье для «модернизации русской науки и культуры». Немецкая община в дальнейшем будет играть заметную роль в жизни России.

 - кроме традиционного завещания, в котором, как одна из главных ценностей, передавалась внуку, любезному Александру I, библиотека царственной бабушки со всеми манускриптами, а также резные ее камения, Екатерина Великая написала  еще и для нас, будущих поколений, «Нравственное завещание». В нем, в частности, говорится:

«Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора, отыскивайте истинное достоинство, хоть оно было на краю света. По большей части оно скромно и прячется где-нибудь в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не суетится и позволяет забыть о себе».

«Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей».

 «Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости».

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры…»

«Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести…»

«Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости».

 

Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков), адмирал флота Российского (1745–1817 гг.)

Адмирал Федор Ушаков – из тех великих сынов Отечества, которые оказали сильнейшее влияние не только на развитие военной сферы, но и всей государственности России. Происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Его родители, Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, были людьми очень набожными и почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Эти чувства и стали господствующими во всей последующей жизни флотоводца, как и благотворное влияние его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского – великого воина  в духовной брани. Отрок Феодор обладал врожденным бесстрашием и пренебрежением опасностью. Скромный и уступчивый в обычных условиях, он как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо.

Успешно, одним из лучших, Федор Ушаков окончил Морской кадетский корпус в Санкт–Петербурге, получил чин мичмана и присягнул «… ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всемилостивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ САМОДЕРЖИЦЕ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!»

Вся последующая жизнь Федора Федоровича стала подтверждением того, что он ни в чем не изменил данной присяге.

В 1775г. Екатериной II было принято решение о создании на Черном море линейного флота, основаны порт и город Херсон. В 1783 году, когда в город прибыл и капитан второго ранга Ф. Ушаков, в Херсоне как раз ввели карантин в связи с эпидемией чумы. Все команды были выведены в степь, не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. Капитан Ушаков твердо установил особый карантинный режим и неустанно следил за его выполнением. В результате в его команде чума исчезла на 4 месяца раньше, чем в других. Он спас от смерти многих, проявив исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывающая наиболее верные решения. Сказался и дар воспитателя: даже во время чумы он учил матросов взбираться на мачту, ставить паруса, поэтому экипажи у флотоводца всегда были отлично подготовлены и обучены.

За умелые действия и проявленные старания Федор Ушаков был произведен в капитаны первого ранга и награжден орденом святого Владимира четвертой степени.

Трактатом между Россией и Турцией от 28 декабря 1783 года Крым был окончательно присоединен к России. И тогда же Екатериной II был издан указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых необходимо было выстроить и крепость большую Севастополь. И в Севастополь из Херсона переводят Феодора Ушакова.

11 августа 1787 года Турция объявляет войну России. В период этой очередной войны с Османской империей, с 1787 по 1791 год, с именем Ушакова связывают наиболее громкие победы русского флота. Керченское морское сражение вошло во все учебники по морскому бою, так как использованные адмиралом приемы были для своего времени действительно передовыми и эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу. «Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей, - писал Ушаков. – Они стреляли в неприятельский корабль не часто и с такою сноровкой, что, казалось, каждый учится стрелять по цели ». Конечно, такая неустрашимость и спокойствие духа, проявленные участниками боя, говорят о великом примере их предводителя. Русские моряки поняли: где Ушаков – там победа! Это была, прежде всего, духовная победа, в которой христианское самоотвержение исполнило силой воинское искусство. Вера в вечную жизнь, несомненное упование на помощь Божию и, следовательно, неустрашимость перед неприятелем – вот что было решающим во флотоводческом таланте Федора Ушакова. Да и сам талант – ведь тоже Дар Божий.

В этой войне молодой Черноморский флот одерживал решительные победы, а Ф.Ушаков, получив чин контр- адмирала, был назначен в начале 1790 года его командующим. Потемкин докладывал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких». Екатерина II отвечала: «Победу Черноморского флота над Турецким мы праздновали вчера молебствием у Казанской… Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо прошу от меня сказать и всем его подчиненным».  В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой русского флотоводца у мыса Калиакрия. Неприятель, жаждавший реванша и возлагавший на бой большие надежды, в итоге вынужден был доложить турецкому султану: «Великий! Твоего флота больше нет». Тот был настолько ошеломлен произошедшим, что немедленно поспешил заключить мир с Россией.

Был подписан Ясский  трактат, в котором, кстати, были подтверждены все пункты Кючук-Кайнарджийского договора (в том числе относящиеся к Святой Земле). Российское государство, укрепив свои позиции на юге, «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».

За столь знаменитую победу контр-адмиралу Феодору Ушакову пожалован был орден святого Александра Невского. В начале 1793 года был он призван Императрицею в Петербург. Екатерина пожелала видеть героя, стяжавшего такую громкую славу, и «встретила в нем человека прямодушного, скромного, мало знакомого с требованиями светской жизни». За заслуги перед престолом и Отечеством Екатерина II поднесла ему в дар необыкновенной красоты золотой складень-крест с мощами святых угодников. Вскоре Федору Ушакову был пожалован чин вице-адмирала.

В 1796 году на Российский престол вступил Император Павел I. 

Это было время, когда революционная Франция, поправ законы Божеские и человеческие и умертвив монарха, «обратилась к завоеванию и порабощению соседних держав». Турецкий султан Селим III принимает предложение Российского Императора о союзе против Франции и обращается к Павлу I с просьбой о присылке вспомогательной эскадры, после чего Федор Ушаков получил Высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции не токмо в пределах своих… но и у соседственных народов, которые по несчастью были им побеждены или обмануты вероломническими их внушениями…» Так началась знаменитая Средиземноморская кампания вице-адмирала Федора Ушакова, в которой он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, милосердный христианин и благодетель освобожденных им народов.

После взятия о. Корфу, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей Угодника Божиего Спиридона Тримифунтского.

 Народ собрался со всех деревень и с ближних островов. При выносе гробницы из церкви ее поддерживали сам адмирал, его офицеры и первые люди острова. Жители Республики Семи Соединенных Островов (Ионических) прощались с русскими моряками не скрывая слез, благодаря их и благословляя. Егор Метакса писал: «Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью, и что звание воина и христианина должны быть неразлучны».

В 1799 году за победу при греческом острове Корфу император Павел I произвел командующего Черноморским флотом и городом Севастополем Федора Ушакова в адмиралы. Удивительное чувство охватывает нас, сегодняшних, когда мы вдруг видим на острове Корфу памятник русскому флотоводцу Федору Ушакову от благодарной Греции. 

Сам же Федор Федорович ясно понимал: победы православному воинству дарует Господь, и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть». Знал, что в Санаксарской святой обители возносит молитвы о нем старец Феодор. Удивительно, насколько своей благочестивостью адмирал Ушаков был похож на дядю-монаха. Каждый раз перед походом и после его окончания он совершал вместе с моряками молебны, церковные службы. На его кораблях был установлен монастырский порядок. А сами корабли носили имена святых или христианских праздников. Как отца родного любили Ушакова моряки. Перед боем адмирал напутствовал их: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!»

В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».

За 44 года своего служения адмирал не проиграл ни одного сражения, а этих сражений у Федора Ушакова было 43 – это только крупных!  Великий стратег, тактик, политик, дипломат, благотворитель. Перед воинским талантом его и человеческим благородством преклонялись даже враги.

2 октября 2017 года исполнится 200 лет со дня кончины святого праведного воина Феодора (Ф.Ф. Ушакова, адмирала флота Российского), канонизированного Русской Православной Церковью в 2001 году. С 6 по 30 августа 2016 года в России происходит беспрецедентное событие – своего рода путешествие мощей святого целиком, вместе с ракой, из Санаксарского монастыря в города, связанные с жизнью и подвигами великого святого. Городов этих девять: Рыбинск, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск, Керчь, Симферополь и Севастополь – город, обретший силу и славу благодаря гению великого флотоводца.

В Севастополе раку с мощами принесут во Владимирский собор – усыпальницу адмиралов, участников первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг., случившейся почти через 40 лет после праведной кончины Феодора Ушакова.

Здесь покоятся адмирал П.С. Нахимов, адмирал М.П. Лазарев, вице-адмирал В. А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин и еще 9 адмиралов.

 

 

Вторая героическая оборона Севастополя произошла в 1941–1942 гг., более 120 лет отделяет ее от времени святого флотоводца. Но сила духа русских моряков, наследников великих традиций и великих побед, все та же! Впрочем, это уже другая история.  

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.